Страницы блога

вторник, 12 октября 2010 г.

Технология создания тестировщика на основе программы Excel

Проверка знаний учащихся с помощью компьютера значительно ускоряет проце­дуру подведения итогов выполненных ра­бот и снижает количество ошибок при их оценке. Для создания программы компью­терного тестирования обычно привлекают программистов. Однако существуют ком­пьютерные программные средства, позво­ляющие грамотному пользователю решать подобные задачи самостоятельно. Одно из них — электронные таблицы Microsoft Excel. Особенность этой программы состо­ит в том, что она позволяет применять для расчетов логические выражения. Ими мож­но воспользоваться и при подготовке тес­тов, контрольных работ и т.д. Ниже приве­ден пример использования электронных таблиц Microsoft Excel для компьютерного тестирования школьников.


Тестовый документ состоит из семи ли­стов. На шести из них размещены тесты — один на каждом листе, содержащий 10 за­даний с 4 вариантами ответа, на седьмом — ведомость, в которой автома­тически отображаются результаты тести­рования


Листы с тестами оформлены следую­щим образом. С рабочего поля удалена сетка, для чего в меню Сервис выбрана команда Параметры, далее в диалоговом окне Параметры на вкладке Вид удален флажок перед строкой сетка. Предназна­ченные для ввода фамилии тестируемого, его инициалов и ответов на тестовые зада­ния ячейки имеют темные границы. Для этого выполнены следующие действия: вы­делены соответствующие ячейки, в меню Формат выбрана команда Ячейки, в диа­логовом окне Формат ячеек на вкладке Гра­ницы выбраны внешние. На листе с ведо­мостью в столбец А внесены номера листов с тестами (с I по VI), в строку 4 — номера те­стовых заданий (с 1 по 10).

Учащийся должен выполнить тестовые задания, содержащиеся на одном из лис­тов, к примеру на III. Предварительно он вводит с помощью клавиатуры свои фами­лию и инициалы в специально предназначенные для этого поля в верхней части лис­та. Автоматически компьютер вносит эти данные в ведомость в ячейку, соседнюю с той, которая содержит номер этого листа (в нашем случае III).

Затем тестируемый на листе с тестом вводит ответы на тестовые задания в поля, расположенные справа от строки Правиль­ный ответ. В случае верного ответа напро­тив фамилии учащегося в ведомости ком­пьютер в соответствующую ячейку вносит знак «+», неправильного — знак «-». По окончании тестирования в графе Сумма компьютер указывает количество правиль­ных ответов и в графе Оценка выставляет отметку.

Нами установлен следующий критерий оценки результатов: если количество пра­вильных ответов составляет 90—100%, то тестируемый получает отметку «отлично», 70—80% — «хорошо», 50—60% — «удовлет­ворительно», меньше 40 % — «неудовлет­ворительно». Однако при желании этот кри­терий можно изменить. Следует заметить, что в ведомости сохраняются результаты всех тестируемых.

Для того чтобы нужная информация из листов с тестами автоматически вводилась в лист с ведомостью, соответствующие ячейки связаны между собой с помощью формул. Это сделано следующим образом.

В ячейку В5 листа ведомости введена формула: =I!D$1, где римская цифра I — имя (номер) листа с тестом; D1 — адрес ячеек для ввода фамилии и инициалов тес­тируемого на листах с тестами; «!» — знак, позволяющий в формуле отделить имя лис­та от адреса ячейки; знак «$» — знак, до­бавляемый к адресу ячейки (в нашем при­мере D1) для того, чтобы при копировании формулы этот адрес не менялся.

Далее эта формула скопирована в блок ячеек В6:В10. Номера (имена) листов тес­тирования в скопированных формулах скорректированы вручную. В результате в ячейки В5… В10 листа ведомости введены формулы: =I!D$1, =II!D$1, =III!D$1, =IV!D$1, V!D$1,=VI!D$1.После этого в ячейки С5… L10 листа ве­домости введены формулы, содержащие логическую функцию ЕСЛИ(). В общем ви­де эта функция может быть записана так: ЕСЛИ (< логическоеусловие >; выраже­ние 1 >; < выражение 2 >). Она позволяет учесть одно или несколько условий. Если логическое условие выполняется, то значе­ние данной ячейки определит < выражение 1 >, в противном случае — < выражение2 >.

Формула, введенная в ячейку С5, имеет следующий вид: =ЕСЛИ(1!$D$12=«В»; «+»; «-»), где I — имя листа тестирования, $D$12 — адрес ячейки, в которые на листе I вводится ответ на первое тестовое зада­ние. Запись: I!$D$12=«B» представляет со­бой логическое условие; запись: «+» — вы­ражение 1; запись: «-» — выражение 2. Формула расшифровывается так: если в ячейку D12 на листе тестирования I ввести букву В (номер правильного ответа на пер­вый вопрос), то в ячейке С5 листа ведомо­сти следует отобразить знак «+», в против­ном случае знак «-».

Формула, введенная в ячейку D5, пред­ставляет собой следующую последователь­ность: =ЕСЛИ(1!$D$23=«Б»;«+»;«-») — и отличается от формулы в ячейке С5 логиче­ским выражением, содержащим адрес ячейки для ответа на второе тестовое зада­ние и правильный ответ.

Для ячеек Е5… L5 составлены аналогич­ные формулы. Затем формулы из ячеек С5… L5 скопированы в соответствующие ячейки листа ведомости и вручную скор­ректированы номера (имена) листов тести­рования.

Установив связь между ячейками листов тестирования и листа ведомости, нужно вве­сти в ячейки ведомости формулы, позволя­ющие оценивать результаты тестирования. Для подсчета количества правильных отве­тов (значков «+»), нами использована стати­стическая функция =СЧЕТЕСЛИ(), дающая возможность подсчитать в определенном блоке ячеек количество тех, которые удов­летворяют заданному условию. Сначала в ячейку М5 была введена следующая форму­ла: =СЧЕТЕСЛИ(С5:L5;«+»), где знак «+» — заданное условие, C5:L5 — блок ячеек, в ко­тором требуется подсчитать количество этих знаков. После этого формула скопиро­вана в блок ячеек М6:М10.

В нашем примере для оценки результа­тов тестирования необходимо учесть не­сколько условий: если количество правиль­ных ответов больше или равно 9, если боль­ше или равно 7, если больше или равно 5. Поэтому при составлении формулы ис­пользуется система вложенных одна в дру­гую функций ЕСЛИ(). В результате формула для оценки тестирования имеет вид:

=ЕСЛИ(М5 >=9;«отл.»;ЕСЛИ(М5 >=7;«хор.»;ЕСЛИ(М5 >=5;«удовл.»;«неуд.»))). Она введена в ячейку № 5 и скопирована в блок ячеек N6:N10.

Чтобы учащиеся не могли самостоя­тельно узнать результаты тестирования, лист ведомости убран с экрана. Для этого в меню Формат выбраны команды Лист/Скрыть. Чтобы этот лист вновь выве­сти на экран, следует в меню Формат вы­брать команды Лист/Отобразить.

Чтобы учащиеся не могли заранее уви­деть правильные ответы в листе ведомос­ти, этот лист настроен таким образом, что формулы не отображаются на экране. Для этого были выполнены следующие дей­ствия: выделены ячейки с формулами, в меню Формат выбрана команда Ячейки, в диалоговом окне Формат ячеек на вклад­ке Защита установлен флажок перед стро­кой Скрыть формулы, а затем в меню Сер­вис выбраны команды Защита/Защи­тить лист и в диалоговом окне введен пароль. Созданный документ сохраняют в памяти компьютера. При желании ведо­мость можно хранить в отдельном файле. В этом случае в формулах, приведенных выше, указывая адреса ячеек, следует включать имя файла, в котором находятся листы тестирования. Число тестовых за­даний, количество листов с тестами, их оформление, а также оформление листа ведомости с результатами тестирования могут быть различными.

Комментариев нет:

Отправить комментарий