Проверка знаний учащихся с помощью компьютера значительно ускоряет процедуру подведения итогов выполненных работ и снижает количество ошибок при их оценке. Для создания программы компьютерного тестирования обычно привлекают программистов. Однако существуют компьютерные программные средства, позволяющие грамотному пользователю решать подобные задачи самостоятельно. Одно из них — электронные таблицы Microsoft Excel. Особенность этой программы состоит в том, что она позволяет применять для расчетов логические выражения. Ими можно воспользоваться и при подготовке тестов, контрольных работ и т.д. Ниже приведен пример использования электронных таблиц Microsoft Excel для компьютерного тестирования школьников.
Тестовый документ состоит из семи листов. На шести из них размещены тесты — один на каждом листе, содержащий 10 заданий с 4 вариантами ответа, на седьмом — ведомость, в которой автоматически отображаются результаты тестирования
Листы с тестами оформлены следующим образом. С рабочего поля удалена сетка, для чего в меню Сервис выбрана команда Параметры, далее в диалоговом окне Параметры на вкладке Вид удален флажок перед строкой сетка. Предназначенные для ввода фамилии тестируемого, его инициалов и ответов на тестовые задания ячейки имеют темные границы. Для этого выполнены следующие действия: выделены соответствующие ячейки, в меню Формат выбрана команда Ячейки, в диалоговом окне Формат ячеек на вкладке Границы выбраны внешние. На листе с ведомостью в столбец А внесены номера листов с тестами (с I по VI), в строку 4 — номера тестовых заданий (с 1 по 10).
Учащийся должен выполнить тестовые задания, содержащиеся на одном из листов, к примеру на III. Предварительно он вводит с помощью клавиатуры свои фамилию и инициалы в специально предназначенные для этого поля в верхней части листа. Автоматически компьютер вносит эти данные в ведомость в ячейку, соседнюю с той, которая содержит номер этого листа (в нашем случае III).
Затем тестируемый на листе с тестом вводит ответы на тестовые задания в поля, расположенные справа от строки Правильный ответ. В случае верного ответа напротив фамилии учащегося в ведомости компьютер в соответствующую ячейку вносит знак «+», неправильного — знак «-». По окончании тестирования в графе Сумма компьютер указывает количество правильных ответов и в графе Оценка выставляет отметку.
Нами установлен следующий критерий оценки результатов: если количество правильных ответов составляет 90—100%, то тестируемый получает отметку «отлично», 70—80% — «хорошо», 50—60% — «удовлетворительно», меньше 40 % — «неудовлетворительно». Однако при желании этот критерий можно изменить. Следует заметить, что в ведомости сохраняются результаты всех тестируемых.
Для того чтобы нужная информация из листов с тестами автоматически вводилась в лист с ведомостью, соответствующие ячейки связаны между собой с помощью формул. Это сделано следующим образом.
В ячейку В5 листа ведомости введена формула: =I!D$1, где римская цифра I — имя (номер) листа с тестом; D1 — адрес ячеек для ввода фамилии и инициалов тестируемого на листах с тестами; «!» — знак, позволяющий в формуле отделить имя листа от адреса ячейки; знак «$» — знак, добавляемый к адресу ячейки (в нашем примере D1) для того, чтобы при копировании формулы этот адрес не менялся.
Далее эта формула скопирована в блок ячеек В6:В10. Номера (имена) листов тестирования в скопированных формулах скорректированы вручную. В результате в ячейки В5… В10 листа ведомости введены формулы: =I!D$1, =II!D$1, =III!D$1, =IV!D$1, V!D$1,=VI!D$1.После этого в ячейки С5… L10 листа ведомости введены формулы, содержащие логическую функцию ЕСЛИ(). В общем виде эта функция может быть записана так: ЕСЛИ (< логическоеусловие >; выражение 1 >; < выражение 2 >). Она позволяет учесть одно или несколько условий. Если логическое условие выполняется, то значение данной ячейки определит < выражение 1 >, в противном случае — < выражение2 >.
Формула, введенная в ячейку С5, имеет следующий вид: =ЕСЛИ(1!$D$12=«В»; «+»; «-»), где I — имя листа тестирования, $D$12 — адрес ячейки, в которые на листе I вводится ответ на первое тестовое задание. Запись: I!$D$12=«B» представляет собой логическое условие; запись: «+» — выражение 1; запись: «-» — выражение 2. Формула расшифровывается так: если в ячейку D12 на листе тестирования I ввести букву В (номер правильного ответа на первый вопрос), то в ячейке С5 листа ведомости следует отобразить знак «+», в противном случае — знак «-».
Формула, введенная в ячейку D5, представляет собой следующую последовательность: =ЕСЛИ(1!$D$23=«Б»;«+»;«-») — и отличается от формулы в ячейке С5 логическим выражением, содержащим адрес ячейки для ответа на второе тестовое задание и правильный ответ.
Для ячеек Е5… L5 составлены аналогичные формулы. Затем формулы из ячеек С5… L5 скопированы в соответствующие ячейки листа ведомости и вручную скорректированы номера (имена) листов тестирования.
Установив связь между ячейками листов тестирования и листа ведомости, нужно ввести в ячейки ведомости формулы, позволяющие оценивать результаты тестирования. Для подсчета количества правильных ответов (значков «+»), нами использована статистическая функция =СЧЕТЕСЛИ(), дающая возможность подсчитать в определенном блоке ячеек количество тех, которые удовлетворяют заданному условию. Сначала в ячейку М5 была введена следующая формула: =СЧЕТЕСЛИ(С5:L5;«+»), где знак «+» — заданное условие, C5:L5 — блок ячеек, в котором требуется подсчитать количество этих знаков. После этого формула скопирована в блок ячеек М6:М10.
В нашем примере для оценки результатов тестирования необходимо учесть несколько условий: если количество правильных ответов больше или равно 9, если больше или равно 7, если больше или равно 5. Поэтому при составлении формулы используется система вложенных одна в другую функций ЕСЛИ(). В результате формула для оценки тестирования имеет вид:
=ЕСЛИ(М5 >=9;«отл.»;ЕСЛИ(М5 >=7;«хор.»;ЕСЛИ(М5 >=5;«удовл.»;«неуд.»))). Она введена в ячейку № 5 и скопирована в блок ячеек N6:N10.
Чтобы учащиеся не могли самостоятельно узнать результаты тестирования, лист ведомости убран с экрана. Для этого в меню Формат выбраны команды Лист/Скрыть. Чтобы этот лист вновь вывести на экран, следует в меню Формат выбрать команды Лист/Отобразить.
Чтобы учащиеся не могли заранее увидеть правильные ответы в листе ведомости, этот лист настроен таким образом, что формулы не отображаются на экране. Для этого были выполнены следующие действия: выделены ячейки с формулами, в меню Формат выбрана команда Ячейки, в диалоговом окне Формат ячеек на вкладке Защита установлен флажок перед строкой Скрыть формулы, а затем в меню Сервис выбраны команды Защита/Защитить лист и в диалоговом окне введен пароль. Созданный документ сохраняют в памяти компьютера. При желании ведомость можно хранить в отдельном файле. В этом случае в формулах, приведенных выше, указывая адреса ячеек, следует включать имя файла, в котором находятся листы тестирования. Число тестовых заданий, количество листов с тестами, их оформление, а также оформление листа ведомости с результатами тестирования могут быть различными.
Комментариев нет:
Отправить комментарий